• Владимир Иванов

Новости Испании, Catalunya.ru© Ученым из Испании и РФ удалось выявить, что использование иммунотерапии на основе чекпойнт-ингибиторов эффективно при лечении больных ВИЧ. Описание нового метода опубликовано в PLOS Computational Biology.

На сегодня больных ВИЧ лечат, используя высокоактивную антивирусную терапию, которая сдерживает размножение вирусов и тем самым снижает уровень инфекции. однако иммунная система при этом не восстанавливается. В результате состояние пациентов только усугубляется.

Испанские и российские ученые совместно изучили, каким образом у ВИЧ-больных активизировать иммунные клетки. Работу вели исследователи из МГУ им. М. В. Ломоносова, Института вычислительной математики им. Г. И. Марчука РАН лаборатории инфекционной биологии Университета Помпеу Фабра (Барселона) и Каталонского института исследований и повышения квалификации при поддержке Российского научного фонда.

Как известно, защиту организму при вирусных инфекциях обеспечивают лимфоциты, в частности, клетки Т-хелперы и Т-киллеры. У ВИЧ-инфицированных пациентов отмечается высокая нагрузка на иммунитет. При этом вирус убивает клетки Т-хелперы.

Т-лимфоциты возникают из так называемых клеток-предшественников, у которых нет четкой специализации. На некоторых этапах цикла жизни клетки проходят контрольные точки, где они проходят проверку на отсутствие повреждений. Если повреждение обнаруживается, начинается процесс гибели клетки. Один из таких чекпойнтов – узнавание рецепторами контрольной точки PD-L1 на поверхности Т-клеток. В ходе лечения раковых опухолей (этот процесс взят за основу в борьбе с ВИЧ) с помощью антител происходит блокировка рецепторов контрольной точки. В результате чего Т-клетки размножаются активнее.

Согласно гипотезе авторов исследования, так называемы подавители контрольной точки смогут помочь в лечении ВИЧ-инфицированных пациентов. Чтобы проверить гипотезу, ученые у 5 пациентов выделили Т-клетки, а затем наблюдали за тем, как они делятся в присутствии ингибитора PD-L1 и в его отсутствии. Как оказалось, подавление контрольной точки положительно влияет на размножение Т-клеток.

Результаты исследования легли в основу математической модели лечения ВИЧ на основе ингибирования рецепторов клеток иммунной системы. В результате у ученых появилась возможность предсказать эффект действия блокады на общий уровень вирусной нагрузки и восстановление количества здоровых Т-хелперов.

Ученые полагают, что тем самым удастся предсказать эффективность лечения для различных пациентов. По их мнению, данная иммунотерапия будет эффективна для большинства больных.

Также ее можно будет распространить и на другие виды иммунотерапии. По мнению ученых, это важный шаг в направлении персонализированного лечения инфекционных заболеваний, а также рака.

Источник: Catalunya.ru, Новости медицины