Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Госдума приняла в первом чтении законопроект о контролируемых иностранных компаниях. По нему собственники оффшорных компаний должны сообщать государству о таком бизнесе и в ряде случаев платить налоги по российским правилам. Депутаты обещают принять закон в декабре, чтобы он успел вступить в силу до 2015 года. Однако это не значит, что нужно немедленно переводить оффшоры в Россию.

post-112-0-08023200-1415960787_thumb.jpg
В декабре 2012 года после памятного выступления президента перед Федеральным Собранием страна взяла курс на деофшоризацию. Бурно обсуждаются законопроекты, консалтинговые компании рисуют схемы, призывают срочно реструктурироваться, переводить бизнес в Россию, а то поздно будет.

Этот раж вызывает вопросы. Первый: куда мы торопимся?

Для бизнеса с развитой оффшорной структурой переход из других юрисдикций в Россию связан с большими издержками, прежде всего на услуги консультантов.

Стоит ли начинать сложный и дорогостоящий проект, до того как правила игры определены окончательно?

Пока проект изменений в Налоговый кодекс РФ о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний принят лишь в первом чтении, и в дальнейшем вероятны изменения. Кроме того, он устанавливает переходный период на 2015–2017 годы, который даст возможность и государству, и бизнесу определиться, как максимально безболезненно приспособиться к новым реалиям.

Второй неизбежный вопрос: а что будет, если бизнес останется в оффшорах?

Ничего. Цель деофшоризации – заставить бизнес платить налоги, а вовсе не перевести оффшорные компании в российскую юрисдикцию. Подмена понятий выгодна тем, кто заработает на этом переводе, но не бизнесу. Антиоффшорное регулирование направлено на борьбу с уходом от уплаты налогов, но не исключает использования схем налоговой оптимизации.

В частности, законопроект позволяет сократить налоговую нагрузку при условии, что оффшорные компании либо распределяют прибыль в качестве дивидендов либо признают, что выгоду от дохода фактически получает другое лицо, которое и будет платить налог.

Законопроект приравнивает прибыль контролируемой иностранной компании к доходам контролирующего лица. А это лицо, доля участия в компании которого составляет более 25% либо более 10%, если налоговые резиденты Российской Федерации в совокупности владеют более 50% компании. Также предусмотрена возможность признания иностранной компании российским налоговым резидентом – тогда она будет платить налоги по правилам и ставкам, установленным НК РФ.

Короче говоря, законопроект дает возможность бизнесу показать оффшорные структуры без привлечения к ответственности. Зачем переводить компанию в Россию, если можно сделать ее российской, просто задекларировав?

Третий вопрос: чем выгоден перевод компании в Россию в сравнении с сохранением существующей оффшорной?

При сравнении выясняется, что ничем – скорее наоборот.

В российском бизнесе оффшорные компании в основном используются для решения трех задач:

  1. для ухода от уплаты налогов;
  2. для сокрытия информации о фактическом владельце активов;
  3. для перевода активов в юрисдикцию, обеспечивающую надежную правовую защиту.

О первой было уже сказано выше: закон как раз и принимается для борьбы с уходом от налогов, и налоговый статус оффшорной и российской компании можно сделать одинаковым.

Что касается второй, то скрывать информацию о бенефициарах оффшорного бизнеса скоро станет невозможно. Курс на раскрытие информации и, как следствие, на усиление контроля за уплатой налогов – глобальный процесс, который рано или поздно затронет всех участников мировой экономики.

В Европе и Америке деофшоризация экономики началась уже давно. Саммит G20 одобрил подготовленный ОЭСР новый пакет мер по борьбе с уходом от уплаты налогов – план BEPS, который предполагает модернизацию действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, ужесточение правил трансфертного ценообразования и установление системы обмена информацией о налогоплательщиках.

В перспективе нескольких ближайших лет Россия будет все больше включаться в этот процесс. Пока ликвидируются пробелы в российском законодательстве, Россия планирует ратифицировать Конвенцию ОЭСР о взаимной помощи по налоговым делам. Конвенция предполагает автоматический обмен информацией и проведение одновременных и совместных налоговых проверок между участниками конвенции, среди которых растет количество оффшорных юрисдикций.

То есть полное раскрытие оффшорных структур – вопрос времени. И с этой точки зрения нет никакой разницы между оффшорной структурой, которую бизнес задекларировал по новым правилам, и новой структурой, которая будет срочно создаваться в России.

Разница между оффшорной и российской корпоративными структурами выявляется лишь при решении третьей задачи: обеспечение надежной правовой защиты активов. И здесь, к сожалению, выбор бизнеса не в пользу российской юрисдикции. Российское право и практика его применения не рассматриваются российским бизнесом в качестве надежной защиты инвестиций. С этой точки зрения существующая оффшорная структура как раз более предпочтительна, нежели новая российская.

Реструктуризация и переход в российскую юрисдикцию, возможно, и необходимы некоторым компаниям. Но продиктованы, на мой взгляд, они должны быть не деофшоризацией, а конкретными бизнес-задачами – например, оптимизацией управленческой структуры или налоговым планированием.

Самое разумное для бизнеса, прежде чем нанимать дорогостоящих консультантов и экстренно проводить реструктуризацию оффшорных компаний, – дождаться принятия закона и, внимательно изучив его, ответить себе на вопрос: зачем?

По материалам: www.daily.rbc.ru

теги: оффшорные деньги, оффшорные зоны, оффшорные компании, оффшорные юрисдикции, закон об оффшорах, закон об оффшорах 2014, борьба с оффшорами 2014

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор пишет подумать зачем, а затем, что бы не получилось как в том году на Кипре, когда там начался банковский кризис и все счета россиян заморозили. И что, это кого то научило, нет, все быстро перевели свои денежки на Британские и Виргинские острова, и что теперь, а теперь США и Евросоюз ищут любые способы уговорить или заставить эти оффшорные зоны заморозить счета и этим самым надавить на Россию. Надо возвращать деньги, надо всё таки государству задуматься об этом, да и бизнесменам не подставлять страну.

Читал где то, что в Испании и налог уменьшили и льготы какие то предоставляют, что бы повлиять на бизнес и вернуть средства из оффшоров, там оказывается тоже не любят платить налоги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Испании не только предоставили льготы и налог увеличили, но ужесточили меры наказания, теперь использование офшора в Испании считается отягчающим обстоятельством во всех экономических преступлениях, за пользование такими услугами ужесточена административная и уголовная ответственность. Так что в Испании используют и кнут и пряник. Вот тут в статье хорошо всё расписано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...