Современники говорили, что он мастер от Бога, ибо в процессе творчества его охватывает одно только светлое и радостное чувство понимания гармонии мира, что полностью отражено на его полотнах. Сам он писал, что он не придумывает картины – они сами рождаются под его кистью. Так или иначе, известный каталонский художник, скульптор, график и керамик Жуан Миро подарил миру целую плеяду уникальных сюрреалистических шедевров, отличающихся сочностью красок, свежестью и жизненной силой.
Родиной Жуана Миро является Барселона. Здесь он вырос и окончил Школу изящных искусств, где его наставником был пейзажист Модест Ургелль Ингланда. Последний оказал значительное влияние на дальнейшее творчество художника, что нашло отражение в ранних реалистических образах. После окончания учебы Миро создает с рядом единомышленников так называемую «Группу Курбе», которая проводит в жизнь идею изображения мира в ярких радужных красках.
Начиная с 1918 года, в творчестве художника проявляет себя поэтический реализм. Он выражается в создании Миро пейзажей, предполагающих подробное вырисовывание мелких деталей. Такой подход делает картину сквозной и прозрачной, наполненной необычайной глубиной. Таковыми являются известные полотна художника «Ферма» и «Огород с ослом». Они, с одной стороны отражают весьма заурядный сюжет, а с другой – вмещают в себя целый мир.
В 1923 году Жуан Миро постепенно отходит от реалистических образов и переходит к условно-знаковым изображениям, которые стали мостом от поэтического реализма и сюрреализму. Картины «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж» являют собой неординарное смешение рационального и иррационального начал.
В 1924 году французский поэт и писатель Андре Бретон публикует «Манифест сюрреализма», который в значительной степени повлиял на творчество Миро. Последний пишет картину «Карнавал Арлекина», которая есть совокупность ярких, разбросанных в пространстве образов, которые двигаются и меняются по своему усмотрению. Хотя полотно статично, подобный сюжет рождает у зрителя чувство динамики. Следует отметить, что позже искусствоведы сформировали словарь идеограмм Миро. Дело в том, что, несмотря на видимое отличие различных сюрреалистических полотен, в них есть схожие элементы: линия горизонта, небо, земля, фигуры первого и второго плана.
В тридцатые годы художник переносит на полотна свои переживания по поводу Гражданской войны в Испании. Образы его работ, как будто постепенно пожирает мрак и стихия.
В период второй мировой войны Жуан Миро создает цикл картин «Созвездия», которые признаны мировыми шедеврами. Эти сюрреалистические работы демонстрируют совокупность звезд и предметов земной жизни, соединенных тончайшими линиями и вращающимися вокруг общего центра притяжения. Такой сюжет являет собой образец необыкновенной гармонии мира, познать которую можно только душой.
После войны Жуан Миро совместно с керамиком Артигасом в городе Пальма-де-Майорка открывает собственную мастерскую, где занимается преимущественно созданием шедевром массового искусства: панно для отеля Хилтон в Цинциннати, а также двух ограждений в комплексе ЮНЕСКО, с изображениями Солнца и Луны.
Выдающийся художник и скульптор скончался в 1893 году. Его друзья и единомышленники создали в мастерской художника, посвященный его творчеству музей. Наследие Жуана Миро необычайно велико и воплощено в бесчисленном множестве полотен, скульптур и керамических изделий, которые несут в себе кипучий и жизнерадостный дух их создателя.
Ещё по теме:
- Пабло Пикассо: реформатор искусства XX века
- Сальвадор Дали: гений с характером бунтаря
- Архитектурное наследие Гауди: воплощение духа великого гения
теги: знаменитые люди, знаменитые испанцы, знаменитые каталонцы, достопримечательности каталонии, каталония испания достопримечательности, достопримечательности испании, испания, каталония, жоан миро, жоан миро картины