Перейти к содержанию

Большинство архитектурных творений современной Каталонии и её столицы Барселоны являются частью обширного наследия всего одного поистине гениального человека – Антонио Гауди. Этот незаурядный по своей натуре зодчий, выходец из сельской глубинки в действительности не только посвятил искусству свою жизнь, но и полностью отдал себя творчеству.

tutorials-12-0-42757300-1378810212_thumb.jpg

В Гауди сочетались набожность и честолюбие, скромность и напускная важность, титаническая сила воли и природная мягкость характера. Не имея собственного дома, он с энтузиазмом и самозабвенно строил дворцы для других. Будучи известным архитектором Испании, он в тоже время ютился в маленькой коморке в ходе строительства Саграда Фамилия. Являясь представителем высших кругов Барселоны, он скончался в больнице для неимущих граждан. Все эти факты являются дополнительным подтверждением экстраординарной натуры Антонио Гауди. При всем этом, оценивая масштабы его наследия и созерцая причудливые образы, линии и элементы его творений можно осознать, что в каждом шедевре автор оставил частичку своей поистине великой души.

Антонио Гауди родился в бедной семье простого сельского кузнеца Реуса. Детство будущего гения прошло в провинции, где сохранились архитектурные творения различных эпох – постройки римского типа, готические замки, древние руины, загородные особняки и простые сельские домики. Такое разнообразие стилей и техник зодчества, безусловно, запечатлелось в памяти юного Гауди и нашло отражение в его творчестве много лет спустя.

Юный Антонио любил наблюдать за животными, птицами, растениями, природными явлениями, а также рассматривать камни и строения. Во многом подобные занятия определило то, что с малых лет ребенок страдал тяжелой формой ревматизма и не мог принимать участие в веселых и подвижных играх сверстников. Болезнь зачастую препятствовала и посещению школы, поэтому учился Гауди удовлетворительно. Тем не менее, по рисованию и геометрии у мальчика были отличные оценки.

Первые шаги юного Гауди

Устроить сына в университет бедный сельский кузнец не мог в силу отсутствия средств, да и школьная успеваемость Антонио оставляла желать лучшего. Тем не менее, Гауди все же поступил в Провинциальную школу архитектуры, где, как оказалось, он нашел себя. Именно в течение этих лет в нем закладывается и развивается незаурядный талант архитектора. Здесь ему нравится все – интересные занятия у известных художников и скульпторов, создание чертежей на заказ, реализация себя в ремеслах, сопряженных с делом зодчего.

В ходе учебы Антонио Гауди участвует в нескольких проектах. В частности им был разработан гениальный план подачи воды фонтаны парка Барселоны. Идея была настолько блестящей и новой, что преподаватель по изучению сопротивления материалов поставил ему отличную оценку по предмету без сдачи экзамена. К окончанию школы Гауди подготовил подробный проект реконструкции актового зала учебного заведения. Он был грандиозным и сумасшедше-экстравагантным одновременно. Именно поэтому, вручая будущему мастеру диплом, председатель комиссии по итоговой аттестации выпускников отметил, что видит в Антонио и гения и безумца.

Гений и безумец Гауди и встреча с Э.Гюэлем

Последующие годы жизни и деятельности Гауди можно назвать тропой проб и ошибок. По-видимому, талант великого создателя прекраснейших архитектурных шедевров был настолько велик, что постичь его умом простого обывателя оказалось нереальной задачей. Так, проект освещения старой части Барселоны, который Гауди выполнил по желанию муниципальных властей, оказался непонятым его заказчиками и недоделанным. А созданная им модель машинного зала в фабричном здании кооператива Обрера Матаронесе показалась руководству предприятия слишком вычурной.

Неудачи не расстроили Антонио Гауди, а напротив закалили его. Кроме того, архитектор начал осознавать силу своего таланта и то, что воплотить его в пространстве ограниченном строгими правилами и регламентами ему не удастся. В этом ключе, он решает распространить свою деятельность на частных заказчиков.

tutorials-12-0-51186600-1378810381_thumb.jpg

Знаковым событием в судьбе Гауди стало знакомство с каталонским промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем, которое переросло в крепкую дружбу двух единомышленников. Ведь и Гуэль, и молодой Антонио, которого он взял на свое попечение, были глубоко верующими, ценящими искусство, стремящимися к новому людьми. Во многом именно поддержка этого влиятельного человека помогла Гауди стать известным, получить всеобщее признание, возглавить крупные проекты строительства в Каталонии.

Дом Висенс

Первой серьезной работой Гауди стало здание летней резиденции владельца крупного завода по производству керамической плитки Мануэля Висенса. Последний обратился именно к молодому архитектору, поскольку считал, что только он сможет воплотить в жизнь его замысел: строительство яркого, выделяющегося из окружающей обстановки здания. Это было весьма характерным отражением натуры буржуа – бахвальство собственным богатством.

tutorials-12-0-24758900-1378810463_thumb.jpg

Когда Антонио пришел на участок, выделенный под строительство дома, его взгляд упал на растущую неподалеку пальму, окруженную насаждением из бархатцев. Несколько минут пристального созерцания этого обыденного для Барселоны сюжета породили идею дома Висенса. Да, он должен выглядеть именно так! Забытый испано-арабский стиль – все гениальное просто. Проект был начерчен архитектором в считанные дни. Заказчик, ознакомившись с ним, остался очень доволен. Здание планировалось построить из красного необработанного камня, отделать яркой керамической плиткой и литой металлической решеткой, напоминающей ветви той самой вдохновляющей пальмы. Особняк был возведен под чутким руководством Гауди. Ныне это здание является одним из достойнейших украшений каталонской столицы.

Дворец Гюэля

Немного позднее Антонио Гауди с особым рвением взялся за обустройство загородной усадьбы своего друга Гуэля, который приобрел ветхое поместье в местечке Лес Кортс де Сарриа. Запущенная растительность и разрушающиеся строения – эта удручающая обстановка несказанно обрадовала архитектора. Вот оно – широкое поле для полномасштабного приложения его таланта. Примечательно, что Гауди начал перестраивать усадьбу Гуэля не с центрального здания, а с мелких внешних деталей. В частности, им было создано экстраординарное трио – ворота, домик привратника и конюшня, которые своим нестандартным сочетанием и по сей день привлекают внимание ценителей искусства. Так, ворота, названные Драконовыми, имели всего одну створку. Их нижняя часть была оформлена крайне скупо, в то время когда верхняя просто пестрела великолепным литьем, увенчанным металлической фигурой дракона. Все творение имеет некий дух европейского Средневековья. В противовес воротам, домик привратника выполнен полностью в мавританском стиле. Что касается конюшни, то она своими арочными сводами и стрельчатыми окнами напоминает готические храмовые постройки. В таком же духе сочетания совершенно несочетаемых деталей была достроена вся усадьба.

tutorials-12-0-54164100-1378810583_thumb.jpg

После завершения грандиозного строительства, на которое Гуэль не жалел средств, меценат приобрел в Барселоне небольшой участок земли, где он поручил своему другу построить небольшой городской дом. Однако то, что архитектор умудрился уместить на куске земли в 300 квадратных, метров поразило не только заказчика, но и всех, кто видел это строение. Великий Гауди, не имея возможности расширять здание, максимально удлинил его ввысь. Несколько лет зарисовок, исправлений, смены проектов строительства имели своим результатом мини-дворец в городской черте. Прекрасный особняк вместил в себя удобный зал для экипажей, величественный холл, высотой в 17 с половиной метров и 127 изящных тонких колонн из белого камня. Купол здания был создан по примеру храмовых сооружений эпохи ренессанса – с прорезями и отражающей поверхностью, что позволило обеспечить во вместительном холле приятное освещение. Ныне дворец Гуэля выкуплен муниципалитетом Барселоны. В нем располагается Музей сценического искусства. В холле установлены бюсты Гуэля и Гауди, а также экземпляры экстравагантной мебели, созданной великим мастером.

Гауди: дом Кальвета

Дворец Гуэля обеспечил Гауди своего рода рекламу, вследствие чего в 1899 году ему было поручено возведение доходного дома Кальвета, который должен был стать одним из общественных зданий каталонской столицы. Безусловно, здесь полет фантазии автора был ограничен рамками требований к строениям подобного типа. Тем не менее, за несколько лет Гауди удалось создать дом, своей структурой напоминающий современные торгово-офисные здания. Так, верхние этажи строения должны были занять торговые залы и конторы, средние – предполагалось сдать в аренду состоятельным горожанам, а нижние – занял склад заказчика строительства Кальвета, который на тот момент был владельцем крупной суконной фабрики.

tutorials-12-0-18059900-1378810705_thumb.jpg

Строение сразу понравилось горожанам, а муниципалитет удостоил создателя премии. Тем не менее, сам Гауди эту свою работу не любил, ведь в ней ему пришлось свести на нет свой вычурный и яркий стиль.

Усадьба Бельесгуард

В 1900 году к уже известному на тот момент архитектору поступил заказ владелицы усадьбы в Бельесгуард. Богатая вдова попросила Гауди построить для нее дом, дав ему при этом полную свободу действий. В частности, он сам выбирал стиль и технику постройки здания, рисовал его эскиз, набирал рабочих, руководил строительством и даже подписывал сметы расходов.

tutorials-12-0-27897500-1378811005_thumb.jpg

В итоге в живописной провинциальной местности вырос особняк, весьма четко напоминающий мистический средневековый замок с характерными для него крестами, вытянутыми стрельчатыми окнами, острыми шпилями, смотровой площадкой и красивым каменным виадуком. Следует отметить, что идею постройки архитектору навеяло название местности. Ведь в переводе с испанского «Бельесгуард» означает «прекрасный вид». В этом свете Гауди даже дорогу, ведущую к особняку, устроил так, чтобы уже издали с неё был виден великолепный замок.

Парк Гюэль

По возвращении в Барселону Гауди взялся с особым энтузиазмом за реализацию своего давнего замысла – создание парка в центре мегаполиса. Впоследствии парк был назван именем человека, финансировавшего его строительство – Эусебио Гуэля. Этот оазис среди многочисленных многоэтажных серых зданий стал новым способом выражения таланта Гауди. На входе в парк, по своему обыкновению архитектор установил домик привратника, а рядом с ним – общественное здание, по своему оформлению напоминающее сказочный замок. Решетки ворот и ограды похожи на те, которыми мастер некогда обстраивал резиденцию Висенса.

tutorials-12-0-27941400-1378811091_thumb.jpg

Однако главной достопримечательностью парка, без сомнений, является дорический храм. Это прекрасное сооружение, выполненное в духе античного зодчества, планировалось использовать в качестве небольшого рынка. Тем не менее, оно по большей части так и осталось всего лишь красивой достопримечательностью. Дорический храм включает каменную лестницу, разделенную четырьмя площадками с уникальными архитектурными шедеврами на каждой из них. Так на первой – чаша с гигантскими сталактитами, на второй – герб Каталонии с украшением в виде змеиной головы, на третьей – сказочный змей, а на четвертой – литая скамья в гроте.

Любой путешественник, попадающий в парк Гуэля, теряет ощущение времени и пространства – тенистые деревья и множество узких, выложенных камнем дорожек, разбегающихся в самые укромные уголки этого таинственного и сказочного места.

Дом Батльо и Дом Мила

После завершения работы над парковым комплексом под руководством Гауди в Барселоне было возведено ещё два здания – дом Батльо и дом Мила. Оба строения сохранили на себе печать сказочного мира, ярких фантазий, абстрактных образов.

tutorials-12-0-12129300-1378811205_thumb.jpg

Так, дом Батло сочетает в себе черты средневекового храма и современного здания в стиле модерн. В то же время, есть в нем что-то не совсем реальное – быть может, изогнутая черепичная крыша, а может и использованный автором прием чешуйчатой облицовки битой керамической плиткой.

tutorials-12-0-97845100-1378811272_thumb.jpg

В свою очередь, дом Мила больше напоминает постройки времен ренессанса – светлое, с большими окнами и резными округлыми узорами, оно поражает мягким изгибом линий и обилием растительности. Некоторые приемы, использованные автором – решетки под окнами, линия кровли носят некий абстрактный характер. В целом здание ярко выделяется на фоне других домов и создает атмосферу света и праздника.

Искупительный храм Саграда Фамилия

Несмотря на такое обилие уникальных архитектурных шедевров, главным творением великого Гауди был и остается Собор Саграда Фамилия, строительство которого началось в 1883 году по инициативе книготорговца Хосе Мария Бокабелья, ранее совершившего паломничество в Ватикан.

Первоначально руководителем строительства был назначен Франциско Вильяр – преподаватель Провинциальной школы архитектуры. Однако позднее его заменили Антонио Гауди. Для последнего возведение Саграда Фамилия стало делом всей жизни и самым масштабным заказом. Можно с уверенностью утверждать, что великий архитектор жил им.

tutorials-12-0-84491800-1378811416_thumb.jpg

Переделав до неузнаваемости эскиз Вильяра, Гауди задумал постройку поистине грандиозного собора. «Вместилище христианской веры», как называл его сам мастер, должно было включать 18 башен, из которых 12 посвящались апостолам, а центральная – Христу. Современники отмечают, что во время строительства Гауди буквально жил на стройке, мало спал, ел и постоянно работал. Он самостоятельно вычерчивал каждую деталь интерьера и экстерьера, лично руководил созданием скульптур для библейских стен, делал разметку для арочных сводов и колонн.

Архитектор плохо видел, но не зрение, а какое-то природное чутье подсказывало ему витиеватую цепь деталей громадного собора.

Антонио Гауди был постоянно погружен в мысли о своем главном детище – Саграда Фамилия. Кроме него он никого и ничего не замечал вокруг, что в конечном итоге стало причиной его гибели. Летним вечером в 1926 году престарелый мастер направился на ежедневную исповедь. Будучи совершенно погруженным в свои мысли, он брел отрешенно, совершенно не глядя по сторонам, и не заметил, как из-за угла вывернул трамвай. Водитель не успел затормозить и сбил несчастного. Поскольку опознать в оборванном старике архитектора никто не смог, его отправили в больницу для неимущих граждан, где он в скором времени скончался.

Великого зодчего похоронили в подземной часовне храма. Но не скромная могильная плита напоминает каталонцам об их светлом гении, а многочисленные шедевры и главная достопримечательность Барселоны – Саграда Фамилия. Грандиозное творение планируется завершить к 2026 году, так как строится он по завещанию Гауди исключительно на пожертвования граждан.

В этом же году Ватикан собирается причислить Гауди к лику святых за преданность христианской вере, которую архитектор хранил на протяжении всей жизни и за вклад в её развитие, воплощенный в центральном поистине грандиозном искупительном храме Барселоны.

Материалы по теме:

 











×
×
  • Создать...