Образовательная система Каталонии вновь оказалась в центре общественных споров.
Согласно декретам №175/2022 и №21/2023, утверждённым предыдущим правительством и подтверждённым нынешним кабинетом Сальвадора Ильи, все учебные заведения региона обязаны учитывать «гендерную перспективу» уже на уровне дошкольного образования — с трёхлетнего возраста.
Новая практика в школах
В рамках реформы в начальных школах (Primaria) появились уроки и материалы, посвящённые ЛГБТ- и трансгендерной тематике. Они направлены на формирование у детей «осознанной гендерной идентичности».
Особый резонанс вызвал случай в городе Кубельес (провинция Барселона). 16 октября ученики пятого класса приняли участие в мастер-классе в рамках инициативы “Octubre Trans”, где обсуждали книгу “Cua de sirena” (“Хвост сирены”). Произведение рассказывает историю мальчика, мечтающего стать русалкой и ощущающего себя «не тем, кем родился».
Многие родители восприняли занятие как пример идеологического давления на детей. “В этом возрасте дети не способны понять подобные темы. Их не обучают — их формируют”, — заявила Мариса, мать одной из школьниц, решившая перевести дочь в другое учебное заведение.
По словам женщины, в школе ранее проводились «упражнения по самопознанию тела» с использованием зеркал, а детям раздавали тексты, «поощряющие сексуальные эксперименты». Она также отметила, что в последние годы в учреждении отказались от раздельных туалетов, перешли на халяльное питание и заменили празднование Рождества «зимним фестивалем».
Политическая реакция
Муниципальный депутат от партии VOX Хорхе Мена заявил, что школы «превращаются в идеологические лаборатории». По его словам, образовательная программа “Coeduca’t”, запущенная Женералитатом в 2019 году, используется для «систематического внедрения сексуального и гендерного воспитания без согласия родителей».
Депутат парламента Каталонии от той же партии, Мануэль Акоста, добавил: “Ребёнок не может поехать в зоопарк без разрешения родителей, но ему можно рассказывать о сексе без их ведома”.
Контекст
Программа Coeduca’t, действующая с 2019 года, официально направлена на воспитание равенства и уважения к различным идентичностям. Каталонские власти утверждают, что подобные занятия помогают бороться с дискриминацией и школьным буллингом.
Однако критики считают, что под лозунгами «равенства» скрывается идеологизация образования и постепенное исключение родителей из процесса принятия решений о содержании учебных программ.
Главный вопрос, по словам общественных активистов, остаётся открытым: где проходит граница между просвещением и идеологическим воздействием — и кто должен решать, чему учить детей — родители или государство?
Похожие темы:



